ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ  МАСТЕРСТВО

 

     С момента своего рождения и до самой последней своей минуты - каждый из нас учится быть  Мастером - Человеком.

     Волк - учится быть Мастером - Волком, Орел - Мастером - Орлом, а мы -  Мастером - Человеком. Речь идет о совершенствовании  способностей, необходимых для комфортного выживания любой  биологической особи.

     Какой-то одной, Правильной,  дороги к этому Совершенству - нет.

     Но!!!

     Люди так устроены, что любят компанию. Поэтому и к своему Мастерству идут компаниями, группами, сообществами или коллективами.

     Если мы учимся метать копьё, наше сознание учится управлять мышцами нашего тела так, чтобы копьё попадало в цель.

     Если мы учимся общению с другими людьми, наше сознание учится управлять словами, мимикой и жестами, чтобы...

     А вот тут начинается самое интересное! Чтобы ... что??? Чтобы испытывать удовольствие от признания нас окружающими людьми? Не всеми, конечно, а только теми, кто входит в нашу компанию или  группу. Отсюда проистекает важный вывод: хотите изменить человека - поместите его в иное окружение. И ещё один: мы все, в той или иной мере, зависим от окружающих нас людей, а они - от нас.

     Тут мне хочется привести статью, которую я получил в рассылке:

 

Вежливая ложь — лучшее упражнение для развития самоконтроля

     Люди, которых еще в детстве научили скрывать свои истинные чувства под маской вежливости, демонстрируют значительно больший контроль над реактивным поведением и, соответственно, достигают в жизни гораздо больших высот.

     Подъем к вершине начинается еще в детстве, когда мама в первый раз шипит на дитя, скривившееся при виде неудачного подарка, а папа, когда гости отвернулись, аккуратно дает ему первый подзатыльник. Урок понятен: если тебе что-то не понравилось, это — твои проблемы. Сделай так, чтобы даритель сел за стол счастливым и на следующее утро тебе перепадет еще пара сладостей сверх установленной нормы.

     Дети, воспитываемые таким образом, учатся прыгать под потолок от счастья, когда бабушка дарит им свой фирменный зимний комплект из вязаных носков, шарфа и шапочки, а тетушка — пластмассовый конструктор неизвестного китайского производителя. Несмотря на то, что некоторые молодые родители считают такой метод воспитания неестественным и даже, в некотором роде, совковым, американские исследователи полагают, что умение контролировать свою реакцию на нежеланные подарки, прививаемое детям еще в дошкольном возрасте, может сослужить им хорошую службу в более зрелом возрасте, сообщается в пресс-релизе Орегонского университета.

     В ходе исследования, поддержанного Национальным институтом душевного здоровья и Техасским университетом A&M, группа американских ученых установила, что такая вынужденная ложь помогает детям лучше усваивать неписаные правила этикета, а также развивает в них более ровный (по крайней мере — внешне) темперамент.

     В эксперименте, проведенном Джессикой Кьерас (Jessica E. Kieras), Рене Тобен (Renée M. Tobin), Вильямом Грациано (William G. Graziano) и Мэри Ротбарт (Mary K. Rothbart), приняли участие дети в возрасте от трех до пяти лет. Экспериментаторы провели среди детей опрос — какой подарок для них наиболее желанный, а затем выдали им либо желанную, либо нежеланную игрушку. Наблюдая за реакцией детей, ученые разделили их по базовым признакам: улыбка, удивление, разочарование, отвращение и злость.

     Чтобы найти связь между этими результатами и способностью детей к самоконтролю, им предложили выполнить ряд упражнений на терпение. Например, нарисовать длинную линию, ведя шариковой ручкой с раздражающе низкой скоростью, или оттянуть и долго удерживать спусковой механизм пинбольного автомата.

     Понятно, что естественная для любого ребенка реакция — бросить ручку и заявить взрослому дяде, что ему это надоело и он не хочет и не будет этого делать. В то же время воспитанный мальчик будет выполнять порученную ему задачу до упора, подчиняясь привитым ему социальным рефлексам. Стоит ли говорить, что дети, умеющие с улыбкой преодолеть разочарование от неудачного подарка, куда лучше управлялись и с выполнением неприятной работы?

     По мнению исследователей, такой тренинг не пройдет для ребенка даром: через несколько десятков лет он поможет уже взрослому человеку найти свое место в обществе.


Источник: http://elementy.ru

 

Дата опубликования: 2006-04-06

 Так, что же такое воспитание?

                                                               Вот, на этом топике форума:                                                                           http://www.levi.ru/levi_forum/viewtopic.php?t=1260&sid=e9acbb9c8c9f7a2ddadff17d8d0a2cb8    идет обсуждение моей статьи об "отклоняющемся" поведении подростков в школе. Ребенок пытается выделиться из окружающей его среды класса, привлечь к себе внимание, и мне это видится вполне нормальным явлением, даже заслуживающим поощрения. Единственно, то, как он это делает и, главное,  где - создает очень большие трудности учителю. Он просто - напросто мешает учителю вести урок. Вывод первый: для детей этого класса урок - не является Священным местом получения знаний. Вывод второй: дети не видят и не знают, как иначе  они могут выделиться или привлечь к себе внимание. Вывод третий: давление на подростков "правильного поведения" столь сильно и прямолинейно, что вызывает их отчаянное сопротивление. Вывод четвертый: в воспитании ребенка отсутствовала ХИТРАЯ составляющая. Собственно, об этой ХИТРОЙ составляющей - мне бы и хотелось повести речь, поскольку она имеет важное отношение к теме "Человеческое Мастерство".

     Что такое "вежливая ложь", о которой шла речь в приведенной статье? Это - та самая Хитрая составляющая воспитания. Не показывать окружающим, что ты недоволен подарком. Не показывать окружающим, что тебе неинтересен урок. Не показывать окружающим, что их мнение для вас неважно. Не показывать окружающим, что вы собираетесь идти своей дорогой, а не той, которую они вам уготовили.

А  ЗАЧЕМ  ВСЁ  ЭТО  ПОКАЗЫВАТЬ???

     Делайте то, что вам интересно и не дразните "собак". Но, если вам интересно именно дразнить "собак", то будьте пожалуйста  готовы быть покусанным. Однако, "покусанный" человек представляет жалкое зрелище. Глядя на него, никак нельзя сказать, что он овладел  Человеческим  Мастерством!

8.04.06

     НАБЛЮДЕНИЕ:

     Усики на побегах гороха постоянно движутся в окружающем пространстве, пока не коснутся какой-либо опоры. Коснувшись, они накрепко обвиваются вокруг неё. Побег же продолжает свой рост.

     Каждый человек живет точно также. Усики его мозгов постоянно ощупывают интеллектуальное пространство вокруг, за что-то цепляются, закрепляются и рост продолжается дальше.

     Если вы не шевелите своими усиками, то, как найдете опору?

     А если усики задеревенели и потеряли гибкость, то, как ими шевелить?

     И что такое гибкость?

     Давайте приоткроем завесу над этой Тайной!

     Гибкость - это состояние неуверенности, и оно ищет опору - то, что может быть вам полезно.

     Чуть раньше мы уже узнали, что очень полезно Делать Вид, чтобы не быть покусанным. Один усик - уже нашел себе опору.

     Следующий - делает поисковые движения, что же он найдет еще полезного?

     Нашел!

     Раздражители. Вся хитрость усика гороха в том, что в месте касания с каким-либо предметом - происходит раздражение покровных тканей. Именно это раздражение и вызывает реакцию обхвата опоры.

     А что же должно раздражать наше сознание?

     Чужие мысли, идеи, словесные конструкты! Их так много. За что же ухватиться.

19.04.06

А может, и не надо ни за что хвататься чужое?! В конце концов, мы же не горохи. Можем и сами что-нибудь полезное для себя придумать. Например, так, как это было сделано на одном из тренингов ( http://subscribe.ru/catalog/psychology.prizraki ):

46. Маленький урок.

     Сегодня мы все пошли слушать «арию московского гостя». Понравилось. Затем было знакомство с жителями приЧала.

     -Вы всё делаете неправильно, - заявил нам сразу московский авторитет.

     -Мы делаем так, как получается, - только и нашелся ответить я, - подскажите, как лучше делать, по-вашему, мы обязательно прислушаемся.

     -У вас люди не учатся создавать новые смыслы. Они один и тот же смысл повторяют разными словами. Да, разные словесные конструкты, но они не решают их проблем.

     -Давайте что-нибудь посмотрим на конкретном примере.

     -Хорошо.

     -В последний раз мы обсуждали проблему наказания за супружескую измену. И нам казалось, что были высказаны разные точки зрения.

     -Они были разными, потому что высказывались разными людьми. А человек должен учиться – каждый – сам создавать разные точки зрения, находить или придумывать разные смыслы в происходящем. Иначе он все-равно будет «зависать» на какой-то одной, обычно – самой глупой, идее.

     -Давайте проведем экспресс - тренировку.

     -Начали. Помещаем себя в необычное смысловое пространство. Например, взгляд на вашу тему из глубины кипящего чайника. Кто скажет, что это ему дает?

     -Я, - изъявил желание Гамлет, - у чайников всегда есть отверстие, через которое выходит пар, иногда там одет свисток. Значит, чтобы не взорвать ситуацию, надо высказывать друг другу свои претензии. Например, «мне не нравится, что ты сделал…»

     -А если у чайника такого отверстия не будет?

     -Тогда он взорвется обвинениями и оскорблениями, после которых ситуация может только ухудшаться.

     -Прекрасно, теперь взгляд, например, из форточки.

     Поднялась Элли.

     -Форточка дает приток свежего воздуха в комнату. Может, из форточки глядя, надо давать друг другу больше свободы, чтобы не задохнуться, и не спешить наказывать человека за потребность в кислороде. Кстати, вот сейчас подумала, если бы супруги были уверены, что каждый из них при любых обстоятельствах пользовался презервативами, то острота проблемы тут же притупилась бы.

     -Замечательно. Теперь, вы – колесо телеги. Каков ваш взгляд будет оттуда?

     Поднялся я.

     -Надо быть более обтекаемым, круглым, что ли. И тогда вашу семейную телегу не будет трясти на ухабах.

     -Изумительно,  а теперь – откуда можно посмотреть еще?

     -Ведро ржавое без дна, - предложил Воланд.

     -И что это нам дает?

     -Если уж мы довели себя до такого ужасного состояния, то нечего дальше мучиться, продолжая носить таким ведром воду, можно умереть от жажды.

     -Достаточно. Вы уже поняли, что надо делать и как! Теперь сами. Всего хорошего.

     Мы остались одни. Общее мнение было таково – будем жить по-новому. От каждого, минимум, по два взгляда из разных мест. Конечно, это касается только тех, кто хочет хоть чему-то научиться.

20.04.06

(продолжение следует)

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz