ПРОФИЛАКТИКА  ПСИХИЧЕСКИХ  ЗАБОЛЕВАНИЙ

(по материалам тренинга)

 

     -Только не надо меня сразу обвинять, что я, мол, такая - сякая, обманщица, - начала своё выступление Лиса Алиса, - вот я такая, какая есть.

     -Ну, если ты обманщица, значит можешь быть разной, - хитро улыбаясь, заключил Кот Леопольд.

     -Возможно, - несколько растерявшись, ответила Алиса.

     -Леопольд, - обратился к нему Урфин Джусс, - давай не будем запутывать Алису. Мы собрались здесь совсем по другому поводу.

     -Да, уж. Хорош повод: почему мы такие психически ненормальные, и что нам самим с собой делать! А где ты встречал нормальных? Это же, как ветер, бывает - легкий ласковый ветерок, а бывает - ураган...

     -Нигде не встречал. Сплошь - персонажи, и многие недовольны собой. Одни недовольны, что слишком слабы, а другие, что всё только и делают, что разрушают...

     -А почему мы стали такими, какими недовольны сами?

     -Какой-то маленький участок мозга сделал нас такими.

     -Нет, постой, Урфин. Тут сразу возникает вопрос: как он это сделал?

     -Придумал.

     -Сначала придумал - какими мы будем? А потом придумал, что будем недовольны?

     -Да, Леопольд. Из тысяч возможностей он слепил один вариант (простите - придумал), затем придумал, что он единственно возможный, а потом придумал - недовольство своим созданием. Помните, бог создал человека, а потом, оказавшись недовольным им, выгнал его из рая.

     -А почему этот участок мозга придумал свое недовольство?

     -Потому что, когда он придумывал, он, на самом деле, ещё не умел придумывать.

     -Это какой-то парадокс?

     -Да, парадокс. Если бы он умел придумывать, он мог бы придумать несколько вариантов. А потом пользоваться то одним, то другим, смотря по обстоятельствам. Но он не умел придумывать, и принял за единственно возможную версию то, что первое придумалось. Отсюда и недовольство результатом.

     -Но он придумывал не на голом месте? Какие-то заготовки он брал из окружающей его культуры?

     -Брал. Брал то, что вызывало сочувствие.

     -Сочувствие подталкивает к выбору?

     -Конечно, человек с тем, кому сочувствует. Помнишь сказки: "Буратино", "Золушку"... Когда читал, кому сочувствовал? А распятие на кресте вошло в легенды разве не из-за  сочувствия? Именно поэтому вокруг так много буратин, золушек и прочих мучеников. Правда, буратины, обычно, не богатеют, золушки - не становятся принцессами, а распятые - уже не воскресают.

      -Хорошо, оставим эту тему, она совершенно отдельная. Это ж надо, какое коварное сочувствие?! Ты не забыл ли про страхи осуждения?

      -Нет не забыл. То что осуждалось двадцать лет назад, сегодня восхваляется. Что будет завтра - неизвестно. Стоит ли на это обращать внимание?

      -Это ты сейчас такой умный. А когда первый раз придумывал, разве ты знал об этом?

      -Не знал, и мои родители не знали. Кстати, мы же все уже родители, что будем с детьми делать?

      -Будем учить придумывать. Чтобы они научились, они должны это пробовать делать сами. Смотря, как другие ездят на велосипеде, сам ездить не научишься.

      -Тут  ты, Алиса, совершенно права. А практически, как будем это делать практически?

      -Да проще этого нет ничего. Предлагаешь ребенку придумать историю о своей семье, как будто она - "малиновый куст", потом "остров в океане" или "дом на неизвестной планете"...

      Главное, после того, как он придумает, подчеркнуть: как хорошо ты учишься придумывать про отношения между людьми.

      -А про себя?

     -И про себя предлагать придумать: "грибочек на полянке", "листик на дереве", "ветерок в саду", "звездочка на небе"...

      -А про других?

      -И про других. Например, "почему листьям на дереве не скучно", "кому улыбаются цветы на клумбе", "к кому прилетают бабочки"...

       Главное, не забывать каждый раз подчеркивать, как хорошо ребенок учится придумывать о себе и о других. Чтобы в дальнейшем - это была сознательная придумка собственного образа, образа окружающих, и, конечно, тех отношений, которые между ними складываются.

      -И тогда с хорошими людьми он будет хорошим. А с бесчестными?

     -С бесчестными он уже не будет доверчивым буратино. он вообще перестанет быть каким-то персонажем. Он будет действовать по обстоятельствам, легко придумывая, как ему лучше поступить.

      -Да, да, легко придумывая. Как это важно! Я столько раз билась не в состоянии придумать, как поступить, а всё потому, что, просто,  копалась в памяти, пытаясь найти там подходящую заготовку, а опыта придумывания у меня с детства не было.

     -Вот видишь, Алиса. Будешь учить ребенка и сама будешь с ним учиться. Может еще успеет пригодиться?!

     -Вполне возможно.

     -Таким образом, Урфин, всё сводится к развитию творческих способностей?

     -Нет, это только инструмент. Всё сводится к ощущению и пониманию придуманности собственного образа, образа окружающих, и, конечно. тех отношений, которые между ними складываются.

18.02.06

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

(помощь  авиации)

 

     Представим себе, что в годы, когда просторы воздушного океана только начинали бороздить дирижабли, я вознамерился бы организовать быструю доставку пассажиров с одного континента на другой. Дирижаблестроители, конечно же, заявили бы мне: милостивый государь, позвольте, но конструкция дирижабля такова, что он не может быстро пересекать воздушное пространство. Существуют законы природы, которые не могут быть нарушены воздушным кораблем. Мне бы пришлось добавить: известной вам конструкции. Требуется всего лишь иная конструкция.

     Конструкция - это крылья, это реактивный двигатель, это масса приборов...

    С конструкцией самолета теперь всё более - менее понятно. Но вернемся "к нашим баранам". Нас интересует  КОНСТРУКЦИЯ  СМЫСЛА. Да, да, того смысла, который мы так легко передаем друг другу словами. Попробуйте передать какой-нибудь смысл без слов. Какой-нибудь, конечно, можно. Даже животные в состоянии это сделать устрашающим оскалом и злобным рычанием. Но не более того.

     СЛОВА!  Для того, чтобы решить какую-либо задачу не в одиночку, человек создает необходимые ему смыслы с помощью словесных конструктов.  ЕСЛИ ВАМ НЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ОДИН СМЫСЛ, ВЫ СОЗДАЕТЕ ДРУГОЙ. Конечно, ИЗ  СЛОВ!  Всё дело в качестве, изящности, надежности, практичности того, что вы создадите.

     Если вам надо выкопать карьер с помощью массы людей вооруженных "кирками и лопатами", вы можете придумать словесный конструкт, например, такого типа: труд создал человека. И вспомогательный: ты лентяй, значит, ты не человек. И палками, палками - всех отстающих. Уверен, вы решите поставленную задачу, особенно, если помимо палок будут автоматы, колючая проволока и ночные прожектора. Но можно и без палок, можно просто хамить, как это делают у нас в каждом "уважающем себя заведении".

     Каждому человеку в своей жизни приходится решать массу задач. Творческий подход к их решению заключается в создании словесных конструктов, наиболее подходящих для конкретных случаев.

     Ну, не годятся конструкции  типа "вертолет" для быстрой перевозки пассажиров с континента на континент.

     Чувство растерянности, жизненного тупика возникает именно тогда, когда в архиве человека нет необходимого ему в  его конкретной ситуации словесного конструкта. Он должен быть создан, точнее - придуман. В таком творческом процессе очень важен  ОПЫТ. Опыт придумывания.

     Потому что, если опыта нет, человек, найдя у себя в голове (в архиве) некий словесный конструкт,  начинает его воспринимать за истину. А как же может быть иначе?! Например, у вас в руках кружка, но откуда и как она взялась - вы не знаете. Конечно, тогда эта кружка - дар божий, не меньше. Или - волшебный дар...

     А представьте, если у человека обнаружится два словесных конструкта на одну тему, причем, взаимоисключающих друг друга, и оба ему кажутся истинами, волшебным даром предков,  "не нами придуманными нормами, традициями"... Такой человек - потенциальный пациент психбольницы.  Вам  туда  надо???

     Ещё раз об авиации.

     Бессмысленно рассуждать о пригодности, надежности и традиции использования дирижаблей, если вы собрались отправиться на Луну. Нужны иные конструкции. Тем же, кто собирается на вас, как на лошадях, неспешно добираться "из Петербурга в Москву" нужны уздечка, кнут и старый добрый драндулет. Традиция, что поделать! Вам нужны чужие направления, чужие задачи, чужие конструкции?

     Для себя - учитесь придумывать СВОИ.

      Не хотите? Тогда не обижайтесь, если вас запрягут в чужую телегу.

21.02.06

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ТЫ  ПОНИМАЕШЬ!

     Структурообразующим элементом социума является метафора. Только с её помощью можно убедить кого-то жить так-то и так-то. Наша доверчивость к аналогиям безгранична.

     Ну, если листок, оторвавшись от дерева, в скором времени превращается в грязь, тогда, конечно, от дома - никуда. Метафора - одной строкой. Человечество просто плавает в океане метафор. И вдруг...

     И вдруг у человека появляются проблемы! Откуда? Почему?

     Причина в интеллектуальной зависимости. Он всю дорогу пользовался метафорами, которые ему кто-то подкидывал, и вот, в его конкретной ситуации - они завели его в тупик. Сел бы, подумал, и сотворил новые - для себя. Так нет, что это за отсебятина такая?! А ведь, ближе и родней отсебятины - нет ничего. Только вот доверие к ней подорвано негативным отношением социума. Ему, видите ли, не выгодно, чтобы каждый жил своим умом.  ВСЕ  В  СТРОЙ!

     А несчастные интеллектуальнозависимые люди, выпадая из СТРОЯ, думают, что у них проблема, и бегут к психологу, мол, придумай для меня ещё одну метафору, чтобы благополучно идти и дальше строевым шагом. Нет проблем, придумаю. Она, конечно, поможет до следующего выпадения, но с интеллектуальной зависимостью - ничего не произойдет, как была - так и останется.

     Преодолеть интеллектуальную зависимость - не так и просто, как может показаться на первый взгляд. Наиболее хитрые представители социума прилагают достаточно много усилий, чтобы этого не произошло.

     Пример?!

     Пожалуйста! Простое обращение: "ТЫ ПОНИМАЕШЬ!" Что оно означает?

     ПОНЯТЬ - это значит нечто принять за истинное. Пойми - это, пойми -то...

     Но, позвольте,- воскликнете вы,- сколько метафор - столько и истин?!

     Конечно, нет. Есть области, где истины - вообще отсутствуют. Однако, человек не может жить в условиях нестабильности. Представьте: моргнул - и окружающий мир изменился, ещё моргнул - ещё изменился... С ума сойти можно. И чтобы этого не произошло, в целях самосохранения, человек вынужден одну из тысяч метафор (из тысяч возможных образов жизни) предпочесть в качестве истинной.

     Так это - верование, - скажете вы. Совершенно верно.

     Но!!!

     Когда мы слышим слово "поверь", мы настороже. Наше сознание понимает, что нам могут всучить что-то совершенно несъедобное.

     А вот, когда  мы слышим слово "ПОЙМИ", этой настороженности почему-то нет?! Очень расхожее слово. Другой его смысл: понять - значит, разобраться. Но в чем разбираться, когда тебе дают просто указание: живи так-то и так-то... прими и без лишних разговоров.

     Именно так, с помощью подмены слов наиболее хитрая часть человечества и преодолевает нашу  недоВЕРчивость.

     И когда ты, даже мысленно, себе говоришь: да, да, я понял, это значит, что ты согласился предпочесть одно верование, одну иллюзию тысячам других. В твоем сознании этот фантом  становится - более истинным! Теперь можно спокойно моргать - ничего не меняется, ведь ты - сделал свой выбор, хоть и не заметил этого.

     А с чего всё началось? Началось с вопроса: метафора - облегчает понимание или снижает критичность восприятия? При ближайшем рассмотрении оказалось, что облегчать понимание, это значит - облегчать, упрощать, удалять преграды на пути принятия за истинное того, что таковым не является.

     Если звезды зажигаются в небе, значит это кому-то нужно. Если кто-то создает метафоры, значит он в состоянии сам управлять своей жизнью.  Может, конечно, и вашей, если вам самим лень.  Что ему ваша жизнь?! Ваша жизнь - ваши проблемы.

17.03.06  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОТСЕБЯТИНА  и с чем её едят.

 

     Сейчас очень часто можно услышать рекомендации: возьмите за образец какого-то известного вам человека и, подражая, старайтесь стать на него похожим, если хотите стать таким же. Какими бы громкими титулами не сопровождались подобные рекомендации, отбросьте их подальше.

     Почему?  Вы ещё спрашиваете - почему?

     Когда-то посчитали, что было бы очень удобно иметь одинаковые квадратные арбузы. Придумали соответствующие пластиковые формы, в которых они могли бы хорошо расти и, конечно. принимать удобную для торговли форму. дело не пошло только потому, что люди отказывались покупать эти квадратные создания.

     Стараясь подражать кому-то, вы будете пытаться втиснуть себя в чужую вам форму. Вы, может быть, думаете, что вам там будет удобно? Представьте, каково было арбузам в квадратных формах. Представьте целое поле одинаковых квадратных арбузов. Представьте себя одним из них.

     Итак, если вы решили не втискивать себя в квадратную форму, а развиваться на свободе, вам нужна соответствующая среда, поле. Точнее, та среда, которую вы можете себе позволить.

     У меня как-то в кармане болталась горсть семян пшеницы. Однажды, я попал в горы и, глядя на расщелины в скалах, решил посадить эти зерна там. Иначе, они бы просто погибли в моем кармане или были бы выброшены где-нибудь по дороге. Через несколько лет я оказался в том же месте. Пшеница отдельными кустиками росла по всему склону, прижилась, однако.

     Ещё тогда я подумал: так и любому сознанию нужна развивающая среда.

     Все мы, люди, думаем словами,  поэтому нам надо постоянно формулировать свои мысли, т.е. производить отсебятину. Увы, очень часто мне казалось, что произведенная моим сознанием отсебятина, по крайней мере, уже похожа на истину. Это было очередным заблуждением. Точнее - это было всего-лишь очередной стадией роста и развития. Как простое пшеничное зерно, я только пускал корешки и выбрасывал к свету несколько листьев.

     До какой стадии развития в состоянии дойти наше сознание - никто не знает. Но оно постоянно развивается, если - формулирует! Стоит прекратить формулирование и управление нашим организмом тут же возьмет на себя некая бессознательная его часть. Этой части - слова не нужны.

     Развивающая среда для нашего сознания - это люди. Кто-то должен стать почвой для вас, кто-то скалой, кто-то  -  солнцем, воздухом, дождем, утренней росой, ветром... Они разные, но без них можно только засохнуть в чьём-то кармане.

     Формулируйте свои мысли, создавайте для себя метафоры и помещайте их в развивающую среду. Иногда, вам будет казаться, что ситуация с вами напоминает сюжет из басни "Лебедь, рак и щука".  Это нормально. Вы-то ведь, знаете, что ни лебедь, ни рак, ни щука, на самом деле, никуда вас не везут. Они всего-лишь среда для вас, а едете вы только сами, благодаря постоянному формулированию отсебятины вашим сознанием.

     Конечно, очень важно подобрать: об кого оно будет затачиваться. выбирая, представьте, что вы затачиваете? Топор, скальпель или ювелирное сверло?

     Пример?

     Маленький пример можно найти  на этом сайте ...  по ссылке "Диалог с поэтессой Ириной Саяпиной". Все остальные примеры разбросаны по Интернету на совершенно малодоступных страницах. Таково было желание большинства тех, кто развивает свое сознание и использует меня в качестве средового фактора.

     Развиваться - это значит меняться, а как вы изменитесь - зависит только от вас.

 

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz