Неожиданность, трудные подростки в школе!

 

   Однажды, я обратил внимание на некую закономерность. Появление подростков, затрудняющих работу учителя, в каждом классе происходит также неожиданно, как и появление зимы на наших улицах. В обоих случаях - мы оказываемся не готовы к этому. Отсюда – аврал, «пожарная тревога», «гололед» в отношениях с родителями и масса «забинтованных конечностей» учащихся. А ведь, чего, казалось бы, проще, готовиться к «зиме - летом», когда юные доверчивые создания приходят ещё только в свой первый класс.

 

     Мы не замечаем, но вся наша жизнь наполнена важными ритуалами. Проснулись – пошли выпить чашечку кофе, значит, новый день – начался. Уже сколько лет в 21 час неизменно начинаются «Новости» на первом канале. Мы выходим из дома, встречаем знакомого и говорим ему: «Привет!». Далее может быть – всё, что угодно, но этот «Привет» - ритуал, без которого, просто, невозможно какое бы то ни было продолжение. Мы записываем какую-то свою мысль, решаем вставить в неё некий комментарий (ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!), открываем скобки и вставляем. Без скобок будет совершенно непонятно – что и к чему.

 

     Жизнь даже маленького ребенка в течение дня подвержена постоянным изменениям. Утро – общение с родителями, завтрак, который ещё не хочется есть. Далее – встреча с товарищами, школа – разные предметы, много людей, столовая, спортзал, уроки и перемены, игры после школы, выполнение домашнего задания и ещё многое многое другое…  Из всего этого насыщенного разнообразия мы хотим выделить УРОК, на котором такие разные дети (в том числе, с опережающим физическим или умственным развитием) должны сконцентрироваться на одном – на получении знаний. Думаю, всем становится понятно – для этого нужны «скобки», т.е. выделительный ритуал, причем, необычный и достаточно выразительный, чтобы быть в состоянии сыграть свою  включительную  РОЛЬ.

 

     Ритуалы, конечно же, есть и сейчас, причем, в каждой школе: в класс входит учитель, дети встают и хором отвечают на его приветствие: «Здравствуйте», в конце – учитель произносит: «Урок окончен». Однако, невыразительность всех этих действий и слов – делает ритуал совершенно неэффективным. Бегая по школе, дети десятки раз за день направо и налево говорят: здравствуйте, здравствуйте… А слова: «урок окончен» - зачастую вообще теряются учителем по недомыслию или пренебрежению, в силу отсутствия в этом действии какой бы то ни было театральности.

 

     Каждая школа легко может придумать какой-то свой ритуал, свои «скобки» для урока. Важно только, чтобы он сохранялся на протяжении всех лет обучения ребенка в этой школе. Поэтому приведу только один пример.

 

     В первый же день прихода малышей в школу, учитель объясняет им, как будет начинаться и заканчиваться каждый их урок.

 

     Все встали, развели руки в стороны, а затем, вместе с учителем, сводят их ладонями вместе перед собой пальцами вверх. Учитель, при этом, произносит: МЫ СОБИРАЕМ НАШУ ЭНЕРГИЮ, ЧТОБЫ … (пауза) говорим все вместе: УЧИТЬСЯ! Садитесь.

 

     В конце урока процедура повторяется в обратном порядке: встали, руки – ладонями вместе перед собой пальцами вверх, вместе с учителем руки разводятся в стороны, он, при этом, произносит: МЫ ОТКРЫВАЕМ НАШУ ЭНЕРГИЮ , ЧТОБЫ …  (пауза) говорим все вместе: ОТДОХНУТЬ! Перемена.

 

     Подобный ритуал отнимает у урока не более минуты, дети с удовольствием его воспринимают и выполняют. Наибольшую трудность в этом деле представляют учителя, со своими сложившимися стереотипами и непониманием важности для любого человека театрализованных ритуалов. А ведь, благодаря именно им УРОК возвышается над ежедневной суетой своей значимостью. Мы же этого хотим?!

 

     Но одного ритуала мало. Очень важно для детей также понимание тех отношений, которые в классе должны складываться между ними, ну, и конечно, с учителем. Для этой цели наиболее подходящим инструментов является МЕТАФОРА. Только с её помощью можно донести до сознания ребенка, какого результата от него ждут, оставив ему на этом пути свободу выбора конкретных поступков.

 

     Метафор может быть создано огромное множество. Пусть в их создании максимально проявится творчество учителей. Поэтому опять-таки только один пример.

 

     Раз в году с детьми проводится урок – спектакль. Вначале учащимся предлагают вспомнить – приходилось ли им когда-то видеть цветущий луг, какое разнообразие цветов там было, какие им более всего запомнились… Далее – дети вместе с учителем фантазируют: какими цветками на этом прекрасном цветущем лугу они могли бы быть сами. Когда они уже создадут в своем воображении яркие образы, почувствуют, как их класс «становится» именно таким прекрасным цветущим лугом (или полянкой), учитель говорит: а теперь представим, что злой ветер хочет забросить на нашу территорию семена безобразного чертополоха. Что мы все будем делать?

 

     Вот тут начинается самое главное. Каждый ребенок должен высказаться. Он – ромашка. Что в его силах сделать? Отбрасывать семена в сторону? Хорошо! Далее – кустик сирени – попросит паучков сплести сети на своих веточках, чтобы вовремя поймать эти злостные семена? Тоже хорошо! Колокольчик пригласит мышонка Кузю съесть эти семена? Замечательно! Красный мак вызовет мага и волшебника, чтобы тот изменил направление  ветра? И это достойное решение! Вариантов ответов, лридумок маленьких фантазеров может быть великое множество. Все хороши. Обязательно только, чтобы все  принимали участие в этом радостном творческом процессе. Возможны какие-то сценки, пантомимы… эмоции…  Цветам на лугу можно придумывать самые удивительные и экзотичные названия, например, геройчик, раннецвет, гигантикус, солнечный лучик и т.д. и т.п. Это позволяет ребенку свободно придумывать – какой он цветок, как выглядит и какие у него есть особые свойства.

 

     Такие метафоры относятся к категории предупреждающих. Они предотвращают поведение в коллективе, которое может испортить его, как цветущий луг. Ребенок, постоянно выбирая, какой поступок ему можно совершить в той или иной ситуации, «отбрасывает» те варианты, которые покажутся ему неприемлемыми в условиях урока. Обязательное условие - учитель на этом лугу должен быть рядовым цветком, таким же, как и все остальные. Если он выберет себе роль, напоминающую, например, садовника, то никто уже не будет проявлять собственной активности в выборе, ожидая рекомендаций именно от него, возможна даже конфронтация и противостояние. Метафора – дело серьёзное.

 

     Управление с помощью метафор хорошо ещё и тем, что при возникновении малейшего намека на отклоняющееся поведение кого-то из учеников, учитель всегда с улыбкой может сказать: какой-то странный сегодня ветер подул, он не принесет нам семян безобразного чертополоха? Иносказательность такого шутливого обращения никого не задевает, не подавляет и не провоцирует на последующее противостояние! Это ВАЖНО!

 

     Ритуалы поддерживают сами себя ежедневным повторением. К уроку – спектаклю учитель готовится заранее. И то и другое не представляет абсолютно никакой сложности в реализации. Вместе они дают чрезвычайно благоприятный эффект. Но жизнь – полна неожиданностей, подростки порой бывают совершенно непредсказуемы. Там, где и не ждали, может неожиданно появиться «огонек» отклоняющегося поведения, особенно в старших классах. Он не должен разгореться в большой неприятный костер. Дурной пример – так заразителен.

 

     Ни в коем случае нельзя учителю поддаваться на провокации ученика и одергивать его в течении всего урока. Это легко превращается в игру и закрепляется в поведении. Надо или не замечать мелочей, надеясь, что всё само собой придет в норму, а если этого не происходит, дать один раз, но очень достойную отповедь с использованием рефрейминга  приблизительно такого содержания:

     -Ты, наверно, представляешь себе, что твои одноклассники скажут: посмотрите, какой он герой. Только спросим тебя: от кого этот герой нас спасает?

     От знаний, которые твои товарищи могли бы получить на этом уроке?

     От хорошей и престижной работы, которую они могли бы иметь в дальнейшем?

     Ты предлагаешь им занять самую низшую социальную ступень? И оттуда вместе с тобой возмущаться всеобщей несправедливостью?

    

     Текст такой или подобной отповеди должен висеть в учительской. Учитель не должен растеряться в нужный момент, заняв оборонительную позицию, мол, не надо мне мешать вести урок. Это заканчивается всегда плохо – игрой в преследователя и жертву (*).

 

     И в конце хочется напомнить, что у учителя в арсенале всегда должны быть маленькие хитрости, чтобы сделать свой урок интересным и запоминающимся. Очень любопытный ход – обращение одного нашего учителя к своим подопечным: «А теперь давайте  ЗАБУДЕМ эту формулу. Так, кто лучше всех ее забыл? Иванов, скажи, что мы все стараемся забыть?». То, что стараешься забыть – никогда не забывается. И ещё, объясняйте своим детям, как можно более подробно, чего вы от них хотите. Порой, это вам только так кажется, что вы сказали все понятно, пропуски информации, зачастую, бывают, просто, громадны.

 

     Учитель, который, обычно, заканчивает урок маленьким детским анекдотом, всегда сможет удержать внимание учащихся на трудной теме, сказав вначале: я для вас сегодня такой анекдот приготовил, закачаетесь, но это потом, если будете меня сегодня особенно внимательно слушать. Не помешает, при этом хитро улыбнуться. Не бойтесь таких приемов. Именно они придают вам индивидуальность УЧИТЕЛЯ.

 

     Хочется верить, что наступит время, когда «зима» не будет приходить на наши улицы неожиданно. В нашем распоряжении, оказывается, есть очень простые и эффективные инструменты: ритуал (*), метафора (**) и рефрейминг (**). Все они – структурообразующие элементы общества, а школа – её маленькая модель. Но такая ВАЖНАЯ! Речь о трудных подростках, обычно, возникает там, где все пущено на самотек, где все не организованно и не продуманно заранее. Говоря: трудный подросток, девиантное или отклоняющееся поведение, мы предполагаем, что есть от чего отклоняться, а действительно ли есть? Построено ли то, от чего возможно какое-либо отклонение? Или постоянное колебание – и есть сегодняшняя норма?

 

 

Алексей Чалый, психолог.

 

* Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. С-Пб – М, 1996г.

** Джозеф О-Коннор и Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск, 1997г.

 

ОБСУЖДЕНИЕ      ЗДЕСЬ,         ЗДЕСЬ  и    ЗДЕСЬ.

 

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ.

Hosted by uCoz